Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
урок биология - 9 класс
| 10.11.2017, 10:54 |
9 класс Тема урока: Движущие силы эволюции: борьба за существование и естественный отбор. Тип урока: урок усвоения нового материала. Методы: • Словесный (беседа) • Наглядный (презентация, отрывки из фильмов) • Практический (наблюдение с элементами поиска) • Цель: Сформировать представление о сложном характере взаимоотношений в живой природе Задачи: Образовательные: • Формирование у учащихся новых биологических понятий «борьба за существование», «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба с неблагоприятными условиями жизни», «естественный отбор». • Развивать общебиологические понятия учащихся о взаимосвязи факторов неживой природы и живых организмов; • Показать роль таких взаимосвязей в эволюции органического мира. Развивающие: • Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления. • Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности. Воспитательные: • Продолжать экологическое воспитание, убеждать учащихся сознательно вырабатывать привычки правильного природопользования. Оборудование: • Компьютер (ноутбук) • Экран, проектор • Презентация «Движущие силы эволюции» • Карточки «Информация для размышления» с примерами неограниченных возможностей размножения организмов в природе. • Телевизор, видеоплеер • Кассеты с фрагментами фильмов ВВС «Тайная жизнь растений», «Закон джунглей. Охотники мира насекомых». План урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний III. Изучение нового материала: IV. Информация о домашнем задании V. Закрепление VI. Итог урока Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка знаний учащихся по теме «Вид. Критерии вида» Проверка проводится по карточкам (вопросы сформулированы в виде тестовых заданий Г(И)А. III. Актуализация знаний. Назовите известные вам движущие силы эволюции, по мнению Дарвина (наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование) Вы знаете, что Дарвин был всесторонне развитым человеком, много читал, анализировал. Однажды, после прочтения книги Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» Дарвин приходит к некоторому несоответствию: Виды способны размножаться практически неограниченно, а площади для размещения потомства очень немного. Как же происходит разрешение этого несоответствия в природе? В качестве иллюстрации этой идеи Дарвин рассматривает пример с размножением слона – животного с очень медленными темпами размножения Одна пара слонов (1 особь в 24 месяца) через 740-750 лет даст около 19 млн животных. Не только Дарвин занимался исследованием этой проблемы: Учащиеся знакомятся с содержанием карточек «Информация для размышления» o «Три мухи могут съесть лошадь за столько же дней, что и лев» Каждая муха (самка) может за пять дней дать 20000 личинок. Три мухи дадут 60000 личинок. Ясно, что если все это множество личинок начнет есть лошадь, то они, пожалуй, съедят ее быстрее, чем лев. o Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши». o В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства. o Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет. Во всех этих случаях животные и растения широко расселились не потому, что их плодовитость внезапно и временно возросла, а в результате того, что они попали в благоприятные жизненные условия. Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности. Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок • Бактерии - 1,5 дня • Инфузории - 31-67 дней • Сельди - 7-12 лет • Куры – 15-18 лет • Крысы 8 лет • Дикие свиньи – 5-6 лет • Домашние свиньи – 8 лет • Индийский слон – 1000 лет Однако, ни слоны, ни кролики, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар. ПОЧЕМУ? IV. Изучение нового материала. Вывод: Не каждый организм умрёт своей естественной смертью Гибель потомков происходит по разным причинам, чаще всего она избирательна. Учащиеся пытаются сформулировать причины, по которым не все потомки животных и растений выживают и оставляют после себя потомство. Ограниченность источников питания, размеров местообитания и высокая численность популяций приводят к обострению конкуренции между особями (по терминологии Дарвина – «борьбы за существование»). Запись термина в тетрадь – слайд 9. Борьба за существование - это сложные связи между различными организмами и условиями среды в биогеоценозах. Учитель объясняет метафорический смысл этого термина. Проблемный вопрос: Какие процессы в биогеоценозе приводят к устранению большей части особей и выживанию небольшого их числа из многочисленного потомства каждой родительской пары? Давайте рассмотрим связи организмов в биогеоценозе и познакомимся с различными видами борьбы за существование. Объяснение с использованием слайдов 10 – 20 Дарвин различал три вида борьбы за существование Особи одного вида обладают сходными критериями (какими?). Все особи популяции нуждаются в использовании одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсов – пищи, жизненного пространства, убежищ, мест размножения. Однако каждый вид обладает комплексом адаптаций, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, позы угрозы и подчинения, иерархия), способствующих противоборству с хищниками и успешности выведения потомства (стаи, колонии). Видовые адаптации, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Так, жизнь в стаях у лебедей на период размножения сменяется обособлением пар и борьбой за гнездовые участки. Лебеди, лишенные гнездовых участков, испытывают недостаток корма и не могут нормально размножаться. Зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют друг друга от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Итак, при внутривидовой борьбе есть побежденные и есть победители, которые поддерживают существование вида и ведут его к совершенствованию в направлении приспособленности к факторам, вызывающих борьбу. Существование видов в одном биогеоценозе возможно только в том случае, если между ними имеются экологические различия. Если такового нет – возникает конкуренция между видами. Схватки и драки решающей роли в этой борьбе не играют (особи популяций либо равны по силам, либо не равны и избегают столкновений). Основные причины вытеснения одних популяций другими – повышенная скорость использования одним видом кормовых ресурсов, интенсивность размножения и быстрота заселения территории. Отношения типа «хищник-жертва» эволюционно влияют на внутривидовую борьбу в звеньях цепи питания. Так, охота лисиц усиливает конкуренцию среди зайцев (побеждают умеющие хорошо запутывать следы) и среди лисиц (побеждают преуспевающие в охоте). Подобным же образом (через обострение внутривидовой борьбы) проявляется действие на популяции изменений факторов неживой природы. Их изменение усиливает внутривидовое состязание в тех популяциях, которые в значительной степени зависят от этих факторов. Кто же побеждает в этой борьбе? Формируется понятие «Естественный отбор». Естественный отбор - выживание наиболее приспособленных организмов Запись в тетради. Таким образом, выживают и размножаются всегда наиболее приспособленные особи - это главный механизм естественного отбора. V. Закрепление. Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов. Ответы: А – 6; Б – 1, 2, 3, 5, 10; В – 7, 8, 9. Просмотр кинофрагмента «Закон джунглей. Охотники мира насекомых». Вопрос: Какая форма борьбы за существование отражена? К чему приводит? VI. Домашнее задание. Выучить § , в тетради привести по два примера каждого вида борьбы за существование. VII. Информация для размышления. На самом деле взаимоотношения между организмами очень разнообразные. Собственно борьба – «право сильного», «закон джунглей», «сильный побеждает, слабый проигрывает» – это только один из многих вариантов взаимодействия. На самом деле принцип естественного отбора - это не борьба за место под солнцем, способность организма эффективно распространять собственные гены. Вообще говоря, физическая сила, способность задушить конкурентов – это только один из вариантов добиться успеха в распространении собственных генов. Можно с конкурентом договориться, можно сделать своим партнером, можно поделиться, например, зеленые самки мои, а синие твои. А можно заняться конкуренцией на других фронтах, например, пытаться получше гнездо свить или покрасивее перышки растопырить, чтобы самке понравиться или отрастить себе хвост подлиннее, как у павлина. Существует масса менее зверских способов конкуренции. А самое интересное, что во многих случаях тот же самый естественный отбор начинает благоприятствовать не конкурентному, а кооперативному поведению и даже альтруизму, взаимопомощи, вплоть до самопожертвования. На самом деле еще Дарвин понимал такую возможность, что естественный отбор может объяснить появление доброты, взаимопомощи, альтруизма, самопожертвования. И он довольно правильно на том уровне знаний подводил теоретическую базу под это. Но своих современников он тогда не убедил. Просмотр кинофрагмента «Тайная жизнь растений» серия «Живущие вместе», подтверждающего данное утверждение. VIII. Подведение итогов урока. o Движущие силы эволюции o Причины борьбы за существование. o Различные виды борьбы за существование o Следствие борьбы за существование o Результат естественного отбора. |
Категория: Мои файлы | Добавил: knn
|
Просмотров: 311 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|